1. Новое в законодательстве (изменения, вступившие в силу)
- С сентября вводятся новые правила относительно ТОР
Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. № 477-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (документ не вступил в силу)
Скорректированы Законы о территориях опережающего социально-экономического развития (ТОР).
В решении о создании ТОР теперь будут указывать виды деятельности, на которые не распространяется особый правовой режим территории. Ранее, наоборот, устанавливались виды деятельности, подпадающие под особый режим ТОР.
Соглашение о создании ТОР можно заключать в электронной форме с применением Усиленной квалифицированной электронной подписи.
Правительство уполномочено принимать решение об объединении нескольких ТОР, находящихся в одном субъекте Федерации.
УК ТОР больше не будут выполнять функции МФЦ. В то же время на них возложили организацию выставок, ярмарок, конгрессов, рекламных кампаний для привлечения инвесторов, а также разработку перспективных планов развития ТОР.
Заявку на получение статуса резидента ТОР можно подать в УК в электронном виде.
К существенным нарушениям резидентом ТОР условий соглашения отнесено непредставление управляющей компании информации о ходе реализации проекта, предусмотренного бизнес-планом.
Закреплена возможность резервирования земельных участков в пределах территории, указанной в предложении уполномоченного органа о создании ТОР.
Закон вступает в силу с 1 сентября 2022 г.
- Президент РФ подписал Закон о Фонде развития территорий
Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. № 436-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации”
Предусмотрено создание публично-правовой компании "Фонд развития территорий" путем реорганизации Фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства и Фонда содействия реформированию ЖКХ с одновременным сочетанием их слияния и преобразования Фонда ЖКХ.
Определены особенности создания нового Фонда. Он будет выполнять функции застройщика, технического заказчика и проводить строительный контроль. Также к полномочиям Фонда отнесены защита прав и законных интересов граждан - участников строительства, содействие модернизации ЖКХ и обеспечение сокращения непригодного для проживания жилфонда. Прописаны функции по комплексному развитию территорий, по мониторингу реализации программ по переселению граждан из аварийного жилья, региональных программ капремонта. Урегулированы вопросы организации деятельности Фонда, предоставления отчетности.
Уточнен порядок определения рыночной стоимости 1 кв. м равнозначного жилого помещения (равнозначных жилых помещений) на первичном рынке при выплате возмещения участникам долевого строительства. Будет применяться показатель на дату, которая не может быть более чем на 6 месяцев ранее даты принятия решения о возмещении.
Внесены сопутствующие изменения в ряд законов, в т. ч. о банкротстве, об участии в долевом строительстве, о госрегистрации недвижимости, в ЗК РФ, в ГрК РФ.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 г.
- Государственно-частное и муниципально-частное партнерство: объекты обращения медотходов тоже могут быть предметом соглашения
Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. № 489-ФЗ “О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (документ не вступил в силу)
К числу объектов соглашений о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве дополнительно отнесены объекты, на которых осуществляются сбор, использование, обезвреживание, размещение, хранение, транспортировка, учет и утилизация медицинских отходов.
- Утверждена госпрограмма развития туризма
Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. № 2439 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма»
С 1 января 2022 г. в России запускается госпрограмма "Развитие туризма", рассчитанная на период до 2030 г.
Приоритетом является развитие внутреннего туризма. Сформировано 12 туристских макротерриторий. Повысить их инвестиционную привлекательность планируется за счет льготного кредитования строительства и модернизации отелей и софинансирование строительства (реконструкции) объектов обеспечивающей инфраструктуры с длительным сроком окупаемости.
К 2024 г. за счёт льготных кредитов по всей стране должно появиться свыше 19,5 тыс. номеров. К 2030 г. планируется создать 30 новых (реконструированных) туристско-рекреационных кластеров на территориях Республики Крым и г. Севастополя, а также свободных экономических зон.
- НПА Татарстана, применяемые с учетом особенностей Федерального закона о защите и поощрении капиталовложений
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 января 2022 г. N 7 "Об утверждении перечня нормативных правовых актов Республики Татарстан, которые применяются с учетом особенностей, установленных статьей 9 Федерального закона от 1 апреля 2020 года N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации"
В связи с поправками в федеральном законодательстве высшим исполнительным органам государственной власти регионов предписано принять перечень законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, которые применяются с учетом особенностей, установленных статьей 9 Федерального закона о защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации. Так, в отношении организации, реализующей проект, не применяются акты, ухудшающие условия ведения предпринимательской или иной деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта, в отношении которого заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений, по сравнению с условиями, определенными на момент заключения такого соглашения (стабилизационная оговорка).
В соответствующий перечень Республики Татарстан включено 20 документов, включая Земельный кодекс РТ, Законы об инвестиционной деятельности, о региональных налогах, о градостроительной деятельности, а также отдельные акты Кабмина РТ.
2. Законодательные инициативы
- Правительство предложило блокировать имущество организаций и ИП - должников по налогам
Досье на проект федерального закона № 47595-8 “О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации” (внесен 27.12.2021 Правительством РФ)
27 декабря 2021 г. в Госдуму на рассмотрение поступил проект поправок к НК РФ.
Регулируются вопросы наложения предварительных обеспечительных мер на имущество организации или ИП - должников по налогам, сборам и страховым взносам после составления акта камеральной проверки или после вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки.
Речь идет о последовательном наложении запрета на отчуждение (передачу в залог) недвижимости, транспорта, предметов дизайна служебных помещений, иного имущества (за некоторым исключением), ценных бумаг.
Прописана процедура применения мер. Закрепляется возможность их замены, в т. ч. на банковскую гарантию.
Обязательным условием применения мер является согласование принимаемого решения с руководителем (заместителем руководителя) вышестоящего налогового органа либо ФНС.
Предусматривается размещение на сайте ведомства информации как о решениях о принятии мер, так и о самом факте вынесения решения о назначении выездной налоговой проверки.
- К 2024 году в Республике Татарстан планируется открыть 183 зарядные станции для электромобилей.
Проект Государственной программы «Развитие зарядной инфраструктуры для транспортных средств с электродвигателями в Республике Татарстан» появился на сайте https://tatarstan.ru/. Разработчиком выступило Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан.
Задачи программы:
1. Обеспечение установки зарядных станций для транспортных средств с электродвигателями на территории Республики Татарстан.
2. Введение мер поддержки по использованию в Республике Татарстан транспортных средств с электродвигателями и развитию зарядной инфраструктуры для них.
3. Популяризация и пропаганда использования в Республике Татарстан транспортных средств с электродвигателями.
Общий объем финансирования Программы составляет 2 474,0 тыс. рублей из внебюджетных источников финансирования.