1. Новое в законодательстве (изменения, вступившие в силу)
- Льготы для быстрых зарядных станций
Правительство РФ простимулирует внедрение в России быстрых электрозарядных станций. Производители и владельцы такой инфраструктуры получат значительные налоговые льготы согласно Постановлению от 8 февраля 2022 года №129.
Речь идёт о работающих от постоянного тока электрозарядных станциях мощностью от 150 кВт с периодом зарядки до 30 минут. Постановлением Правительства РФ они включены в перечень объектов и технологий высокой энергетической эффективности. На находящиеся в перечне объекты и технологии распространяются налоговые льготы (инвестиционный налоговый кредит, повышающие коэффициенты к норме амортизации, освобождение от налога на имущество).
Необходимость принятия постановления Правительства РФ обусловлена ростом парка электротранспорта в России, что требует создания массовой сети электрозарядных станций.
При этом на рынке ГЧП время от времени возникают вопросы, как можно реализовать проекты в области быстрых электрозарядных станций.
- Льготы для бизнеса на подключение к электросетям постепенно отменят
Федеральный закон от 16 февраля 2022 г. № 12-ФЗ "О внесении изменения в статью 23.2 Федерального закона "Об электроэнергетике"
Поправки касаются подключения энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт. Постепенно возвращается инвестиционная составляющая в плате за техприсоединение.
С 1 июля 2022 г. размер включаемой в состав платы инвестиционной составляющей на покрытие расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов до присоединяемых устройств и (или) объектов электроэнергетики - составит 50% от величины указанных расходов, а с 1 января 2023 г. - 100%.
Правительство РФ установит особенности определения размера платы за техприсоединение устройств (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) и по применению этой платы.
С 1 июля 2024 г. снимается запрет на включение в состав платы за присоединение устройств максимальной мощностью более 150 кВт инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры. Речь идет о присоединении к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций, а также о подключении генерирующих объектов к объектам электросетевого хозяйства территориальных сетевых организаций.
- О заключении специальных инвестиционных контрактов в сфере автомобилестроения
Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 мая 2019 г. № 661" (подготовлен Минпромторгом России 21.01.2022)
В нашей стране предусмотрена балльная оценка степени локализации автомобилестроения. При заключении специальных инвестиционных контрактов в сфере автомобилестроения после 1 января 2020 г. нужно исходить из того, что при производстве не менее чем 90% колесных транспортных средств в течение любого календарного года из календарных лет действия контракта должны выполняться в России технологические операции (условия), в совокупности оцениваемые в количестве не менее 7 000 баллов.
Правительство РФ уточнит, что речь идет о заключении вышеуказанных контрактов в соответствии с Правилами заключения специальных инвестиционных контрактов от 2015 г.
- Минобрнауки установило, каким образом определяются инвестпроекты по созданию инновационной образовательной среды в целях оказания господдержки
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 1 октября 2021 г. № 906 “Об утверждении Порядка определения инвестиционных проектов, реализация которых осуществляется в соответствии с Положением о реализации проекта по созданию инновационной образовательной среды (кампусов) с применением механизмов государственно-частного партнерства и концессионных соглашений в рамках федерального проекта "Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров" национального проекта "Наука и университеты", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2021 г. N 1268” (документ не вступил в силу)
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 Января 2022 г. Регистрационный N 66963.
Государство оказывает поддержку при реализации инвестпроектов по созданию инновационной образовательной среды (кампусов) с применением механизмов государственно-частного партнерства и концессионных соглашений. Кампус может включать в т. ч. объекты образования, культуры, спорта, соцобслуживания.
Минобрнауки установило, каким образом определяются инвестпроекты и каким требованиям они должны отвечать. Предусмотрена оценка бюджетной эффективности, финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности вариантов реализации инвестпроекта с учетом мер господдержки.
- Изменился порядок подготовки стратегического и комплексного обоснования инвестпроектов, претендующих на финансирование за счет Фонда национального благосостояния.
Приказ Министерства экономического развития РФ от 24 декабря 2021 г. № 794 "О внесении изменений в методические указания по подготовке стратегического и комплексного обоснований инвестиционного проекта, а также по оценке инвестиционных проектов, претендующих на финансирование за счет средств Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 14 декабря 2013 г. № 741"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 Февраля 2022 г. Регистрационный N 67237.
Скорректирован порядок подготовки стратегического и комплексного обоснования инвестпроекта, а также оценки инвестпроектов, претендующих на финансирование за счет средств ФНБ и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе.
Напомним, что стратегическое обоснование разрабатывается путем подготовки паспорта инвестпроекта и пояснительной записки. В паспорте указывается в т. ч. объем финансирования инвестпроекта с разбивкой по определенным источникам финансирования. Согласно поправкам дополнительно отражается предельная доля авансов, перечисляемых поставщикам, подрядчикам, - в процентах от объема контракта на поставку товаров, выполнение работ. До 20 дней увеличен максимальный срок оценки стратегического обоснования.
Уточнено, какие документы подготавливаются в рамках разработки комплексного обоснования. Скорректированы требования к составлению бизнес-плана, финансовой модели и к независимому заключению о проведении технологического аудита инвестпроекта.
2. Законодательные инициативы
- Предложен ряд изменений в законодательство об особых экономических зонах
Досье на проект федерального закона № 67170-8 “О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации”
8 февраля 2022 г. в Госдуму на рассмотрение поступил законопроект, которым меняются механизмы создания и схемы управления особыми экономическими зонами (ОЭЗ), а также упрощается порядок получения статуса резидента ОЭЗ.
В частности, вместо текущих 4-х предлагается сделать 3 типа зон - промышленно-технологические ОЭЗ (объединяются промышленно-производственные и технико-внедренческие ОЭЗ), туристско-рекреационные и портовые. Одновременно с этим сокращается перечень запрещенных в ОЭЗ видов деятельности. В частности, теперь на территории таких зон можно будет производить и перерабатывать этан и сжиженный углеводородный газ. Управление ОЭЗ будет осуществляться путем заключения единственного соглашения о создании и управлении ОЭЗ между Минэкономразвития, субъектом РФ, муниципалитетом и управляющей компанией. Соглашением предполагаются определение границы ОЭЗ, обязательства по финансированию создания объектов инфраструктуры, перспективный план развития ОЭЗ, значения ключевых показателей эффективности ОЭЗ, а также полномочия сторон.
Закрепляется необходимость разработки Минэкономразвития порядка оформления и подачи заявки на расширение ОЭЗ, а также включения в заявку на создание (расширение) ОЭЗ перспективного плана ее развития, плана обустройства ОЭЗ и проекта планировки территории зоны.
Предусматривается возможность ликвидации ОЭЗ в случае признания ее деятельности неэффективной в течение 5 лет подряд. При этом первая оценка эффективности проводится не ранее чем через 2 года после создания ОЭЗ.
Также меняется схема финансирования создания ОЭЗ и упрощается порядок получения статуса ее резидента.