В последнюю неделю сентября научно-технологический центр «Ломоносов» оказался в центре внимания благодаря «Российской неделе государственно-частного партнёрства». С 26 по 29 число кластер стал уникальной площадкой для выстраивания живого диалога и обмена опытом в сфере ГЧП. На мероприятии присутствовали порядка 1200 человек, около 7000 зрителей наблюдали за процессом онлайн. Организаторами конгресса выступили АНО «Национальный Центр ГЧП» и Государственная корпорация развития ВЭБ.РФ.
Деловая программа охватила широкий спектр вопросов. В течение четырёх дней было проведено 10 экспертных сессий и мастер-классов, работало более 30 диалоговых площадок, на которых обсуждались главные тренды и проблемы ГЧП: соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), улучшение механизмов офсетных контрактов, законодательные поправки, инвестиционный стандарт и инфраструктурные облигации.
Активно обсуждался механизм защиты капиталовложений – договор между инвестором и государством, обеспечивающий неизменность правового режима на срок до 20 лет и гарантирующий отсутствие применения неблагоприятных для проекта законов. На данный момент заключено 61 соглашение на 3,1 трлн. рублей, вложен почти 1 трлн., а новые заявки поступают регулярно.
СЗПК выгоден из-за значительного сокращения рисков: инвестор получает возможность стабилизировать законодательство, действующие на момент подписания соглашения. Кроме того, СЗПК является универсальным механизмом и может быть использован почти в любой отрасли при достаточно крупном проекте.
Следующий тренд - офсетные контракты, - региональные сделки по закупке товаров или услуг инвестора взамен на его обязательство вкладывать средства в муниципалитет. Этот механизм способствуют социально-экономической поддержке регионов, но особенно актуален из-за возможности замещения импорта и стимуляции перехода рынка на отечественное сырьё.
Тренд молодой и непопулярный – распространён только в Москве, потому что не всегда гарантирует спрос, на который рассчитывает инвестор. Решение проблемы в заключении межрегиональных контрактов – на это и было направлено обсуждение.
Через дискуссии конгресса прослеживался запрос на совершенствование нормативной базы и отказ от идеи введения ограничения бюджетных обязательств. Речь о ФЗ-296, принятом в июле и меняющем регулирование рынка. Участие публичной стороны в проектах уменьшается — это вызывает обсуждение возможных рисков и интереса использования механизмов ГЧП в целом.
Поднятие ключевой ставки так же ведёт к трансформации рынка ГЧП, возникают вопросы о роли банков в проектах. Согласно поправкам, теперь ВЭБ.РФ и госбанки могут участвовать в проектах, предоставляя заёмное финансирование бизнесу.
Одной из значимых тем конгресса стали инфраструктурные облигации, запущенные около двух лет назад. Сегодня их используют уже 23 региона России. Механизм помогает государству реализовать широкий перечень инфраструктурных проектов, а инвестору – вложиться в них, не проводя глубоких анализов.