1. Новое в законодательстве, регулирующем инвестиционную деятельность в Российской Федерации
- Снижаются требования к квалификации и системе тестирования инвесторов, действующих на рынке ценных бумаг
23 ноября 2024 года были внесены изменения в законодательство о рынке ценных бумаг, вступающие в силу 23 мая 2025 года.
Снижаются требования к уровню специальных знаний клиента – физического лица.
Во-первых, расширен перечень случаев, когда не требуется проведение тестирования клиента-физического лица, не являющегося квалифицированным инвестором, дающего поручение на совершение сделки.
Во-вторых, даже если тестирование клиента – физического лица дало отрицательный результат, брокер вправе выполнить его поручение, если уведомил его о всех рисках операции и с момента уведомления прошло не менее года (указание на нецелесообразность теперь не будет требоваться), клиент принял на себя риски в письменном виде, при этом сумма сделок не превышает 300 тыс. руб. (на данный момент эта сумма составляет 100 тыс. руб.).
В-третьих, отказ клиента - физического лица от прохождения тестирования уже не будет являться основанием для отказа брокера от исполнения его поручений.
Основание: Федеральный закон от 23 ноября 2024 г. № 390-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
- Скорректирован механизм реализации соглашения о защите и поддержке капиталовложений
30 ноября 2024 года в действующее законодательство, регулирующее защиту и поощрение капиталовложений, внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2025 года.
Введены новые понятия «основной объект инвестиционного проекта» и «меры прямой государственной поддержки».
Меры государственной поддержки инвестиционных проектов, осуществляемых в рамках соглашения о защите и поддержке капиталовложений, существуют и в действующей редакции (к ним относятся налоговый вычет и возмещение затрат в форме субсидий).
Вносимые изменения касаются внедрения мер прямой государственной поддержки, которые будут оказываться в форме субсидий на финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с реконструкцией, модернизацией основного объекта инвестиционного проекта, объектов обеспечивающей или сопутствующей инфраструктур.
При этом под основным объектом инвестиционного проекта будет пониматься объект недвижимого имущества, не являющийся объектом обеспечивающей или сопутствующей инфраструктуры, результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, необходимые для осуществления деятельности в рамках инвестпроекта;
Важным изменением является и то, что уже существующие меры государственной поддержки не будут предоставляться российским юридическим лицам, в капитале которых доля прямого или косвенного участия иностранных юридических лиц (в том числе, зарегистрированных в офшорах), превышает 25%.
Установлен прямой запрет на разрешение споров, вытекающих из соглашений о защите и поддержке капиталовложений, в арбитраже (третейском суде).
Основание: Федеральный закон от 30 ноября 2024 г. № 441-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»
- Произошли изменения в правовом регулировании деятельности паевых инвестиционных фондов
Внесены изменения в законодательство, регулирующее деятельность инвестиционных фондов.
Устанавливаются дополнительные гарантии прав инвесторов. С момента вступления данных изменений в силу (с 23 мая 2025 года) страховая организация, осуществляющая доверительное управление закрытым паевым инвестиционным фондом, инвестиционные паи которого предназначены для квалифицированных инвесторов, обязана приобретать указанные инвестиционные паи при невозможности их погашения.
При этом даже в случае выкупа таких паев, страховая компания не приобретает права голоса на общем собрании владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда.
Уточнены случаи погашения инвестиционных паев без заявления владельцем инвестиционных паев требования об их погашении.
Основание: Федеральный закон от 30 ноября 2024 г. № 441-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»
- Уточнены условия, которым должны соответствовать проекты инвестиционных программ для принятия решений об их утверждении
Правительство РФ скорректировало ряд актов по вопросам утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики. К информации, которая не раскрывается субъектами электроэнергетики, отнесены сведения в части реализации инвестпроектов, направленных на выполнение решений высших должностных лиц (оперштабов) субъектов РФ, принятых в связи с введением военного положения в новых регионах и установлением особого режима в приграничье.
Дополнен перечень инвестпроектов, которые не относятся к проектам инвестиционных программ, предусматривающим мероприятия по строительству (установке) линий электропередачи и подстанций, проектный класс напряжения которых составляет 110 кВ и выше в пределах ЕЭС России (35 кВ и выше в пределах изолированных территориальных электроэнергетических систем), и (или) мероприятия по реконструкции (модернизации, техническому перевооружению) таких объектов.
Основание: Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2024 г. № 1521 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики»
2. Разъяснения федеральных органов исполнительной власти федерального законодательства
- Особенности установления налоговой ставка по налогу на прибыль организации, являющейся стороной СПИК
Департамент налоговой политики Минфина России разъяснил порядок понижения для налогоплательщиков - участников СПИК налоговой ставки по налогу на прибыль организаций в части зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Право субъектов Российской Федерации понижать налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащего зачислению в региональные бюджеты, для организаций, заключивших СПИК, возникает при условии, если Российская Федерация не является другой стороной этого СПИК. При этом для целей законодательства о налогах и сборах налогоплательщиком - участником СПИК признается лицо, являющееся стороной СПИК, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 488-ФЗ, если другой стороной этого контракта является Российская Федерация.
Следовательно, организации, получившие статус участника СПИК, заключенного без участия Российской Федерации, не признаются для целей НК РФ налогоплательщиком - участником СПИК, в этой связи положения статьи 284.9 НК РФ на указанную категорию налогоплательщиков не распространяются.
Основание: Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 5 ноября 2024 г. № 03-03-06/1/108389
- Основания применения личным фондом ставку налога на прибыль 15%
Личный фонд применяет ставку налога на прибыль в размере 15%, если за отчетный (налоговый) период в общей сумме доходов, учитываемых при определении налоговой базы, более 90% в совокупности составляют определенные виды доходов.
Промежуточные доходы по паям паевых инвестиционных фондов не включаются в указанную долю.
Основание: Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 5 ноября 2024 г. № 03-03-07/108474 О применении положений статьи 284.12 НК РФ при получении промежуточных доходов по паям паевых инвестиционных фондов
- Убытки от реализации незавершенных инвестпроектов можно отнести на расходы
Департамент налоговой политики Минфина России разъяснил, что под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
При этом обоснованность расходов должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Поэтому нет оснований учитывать при уменьшении налоговой базы по налогу на прибыль затраты организаций, не связанные с деятельностью налогоплательщика по которой получены (планируются к получению) доходы.
Было отмечено, что участившаяся квалификация судебными органами отказа от дальнейшей реализации инвестпроектов в качестве «деловых просчетов налогоплательщика», отказ от квалификации указанных затрат как обоснованных, ошибочны, поскольку убытки от реализации незавершенных инвестиционных проектов учитываются у налогоплательщика в расходах для целей налогообложения налогом на прибыль организаций.
Основание: Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 14 ноября 2024 г. № 03-03-06/1/112753
3. Нормотворческие инициативы в сфере инвестиционной деятельности
- Планируется изменение форм отчетности в отношение имущества, расходов и доходов инвестиционных фондов
Центробанк России планирует скорректировать порядок представления отчетности специализированного депозитария. Будут введены 2 новые формы:
0420876 «Отчет о приросте (об уменьшении) стоимости имущества, принадлежащего акционерному инвестиционному фонду (составляющего паевой инвестиционный фонд)»;
0420877 «Отчет о вознаграждениях и расходах, связанных с доверительным управлением имуществом, составляющим активы акционерного инвестиционного фонда (составляющим паевой инвестиционный фонд)».
Основание: Проект Указания Банка России «О внесении изменений в Указание Банка России от 27 сентября 2022 года № 6270-У»
4. Иные новеллы российского законодательства
4.1. В сфере внешнеэкономической деятельности:
- Утверждены правила лицензирования в сфере внешней торговли товарами
Утвержденные Правительством РФ правила лицензирования в сфере внешней торговли товарами определяют порядок выдачи генеральных, разовых и исключительных лицензий на экспорт и (или) импорт товаров, в отношении которых меры нетарифного регулирования введены в одностороннем порядке, при вывозе в рамках тарифных квот, а также лицензий в автоматическом режиме в отношении изделий, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами.
Приведены формы заявлений и лицензий, инструкция по их оформлению, правила приостановления, возобновления и прекращения действия лицензий.
Основание: Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2024 г. № 1577 «Об утверждении Правил лицензирования в сфере внешней торговли товарами»
4.2. В сфере земельного права
- Новые правила оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду
С 1 марта 2025 года вступают в силу новые правила оценки воздействия планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Оценка будет проводиться лицом, отвечающим за подготовку документации по планируемой деятельности, в т. ч. представляющим такую документацию на экологическую экспертизу.
Предусмотрены исследования по оценке воздействия, подготовка предварительных материалов оценки, направление в органы власти уведомления о проведении общественных обсуждений, проведение обсуждений, подготовка окончательных материалов оценки.
Основание: Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2024 г. № 1644 «О порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду»
- Изменение срока действия решения о предварительном согласовании предоставления государственных и муниципальных земель
Приняты поправки к Земельному кодексу РФ по вопросам предоставления участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Срок действия решения о предварительном согласовании предоставления участка сокращается, будет составлять 1 год. Срок в 2 года оставлен для участков, которые предстоит образовать, в случае необходимости изменения вида разрешенного использования и перевода из одной категории в другую.
Срок действия решений, принятых до вступления в силу изменений, составляет 2 года.
Основание: Федеральный закон от 30 ноября 2024 г. № 447-ФЗ «О внесении изменения в статью 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации» (вступает в силу с 11.12.2024)
5. Новое в законодательстве Республики Татарстан
- Утвержден порядок формирование и развитие механизма обратной связи с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности в Татарстане
23 ноября 2024 года был утвержден порядок формирования и развития механизма обратной связи с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности (заявителями) в Республике Татарстан. Его разработка стала очередным этапом реализации Регионального инвестиционного стандарта, разработанного Минэкономразвития России.
В частности, установлены сроки и последовательность действий исполнителей, выполняющих обработку обращений в рамках механизма обратной связи с заявителями; регламент функционирования Единого центра обработки обращений; каналы обратной связи; порядок и сроки рассмотрения обращений; способы и формы выявления удовлетворенности заявителей полученным ответом на обращение.
В качестве каналов обратной связи установлены: портал государственных и муниципальных услуг РТ, информационный ресурс «Инвестиционный портал РТ», а также информационный ресурс «Инвестиционная карта РФ».
Обращения по вопросам в сфере предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности, не требующие изучения документов, рассматриваются в течение 5 календарных дней; обращения, требующие совершения для их разрешения действий исполнителем, - до 10 календарных дней.
Основание: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 ноября 2024 г. № 1045 «Об утверждении Порядка формирования и развития механизма обратной связи с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности в Республике Татарстан»