В Агентстве инвестиционного развития Республики Татарстан прошло заседание межведомственной рабочей группы, созданной для решения вопросов, связанных с привлечением инвестиций в проекты государственно-частного партнерства на территории Республики Татарстан.
В ходе заседания рабочей группы заслушали представителей различных ведомств и муниципалитетов республики с докладами о том, какие проекты ГЧП реализованы на территории Татарстана, а также о практике реализации проектов ГЧП в других субъектах Российской Федерации. Обсудили факторы, влияющие на уровень развития ГЧП в Татарстане, рассмотрели перспективные варианты развития ГЧП в республике.
Руководитель Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан Талия Минуллина напомнила присутствующим, что Агентство является органом исполнительной власти Республики Татарстан (ведомством Республики Татарстан), обеспечивающим функционирование системы сопровождения инвестиционных проектов, в том числе проектов ГЧП, а также осуществляющим полномочия уполномоченного органа в сфере ГЧП, по проведению оценки эффективности проекта ГЧП и определение сравнительного преимущества этого проекта.
«При использовании механизма ГЧП появляется возможность повышения эффективности взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса, повышения качества предоставляемых услуг, ускоренной модернизации инфраструктуры, необходимой для диверсификации экономики. Решение задачи обеспечения высокого уровня жизни населения и экономического роста неразрывно связано с развитием инфраструктуры. В настоящее время в Республике Татарстан не находят применения такие меры поддержки и инвестиционные инструменты, как осуществление бюджетных инвестиций со стороны субъекта («капитальный грант») и субсидирование различных затрат, включая обеспечение минимального гарантированного дохода частной стороны, при создании капиталоемкого инфраструктурного объекта, привлечение заемного финансирования через механизм «инфраструктурной ипотеки» для создания социальных объектов и ряд других. Применение этих мер поддержки могло бы существенно повысить инвестиционную привлекательность проектов и привлечь новые внебюджетные инвестиции.
Только распределение рисков между участниками проекта и наличие бюджетного финансирования со стороны публичного партнера может обеспечить жизнеспособность проекта. Чем выше размер «бюджетного плеча», тем ниже стоимость проекта, так как уменьшается объем более дорогого, по сравнению с бюджетными средствами, заемного финансирования. По итогам 2020 года республика находится на 67 месте в рейтинге субъектов России по ГЧП-проектам, а когда-то были на втором. Эти показатели еще влияют и на состояние инвестиционного климата в рейтинге субъектов страны, и они тоже могут негативно отразиться на нашем положении», – оценила ситуацию Талия Минуллина.
Далее с уровнем развития ГЧП в Республике Татарстан и методами оценки эффективности региона познакомила коллег начальник отдела развития ГЧП Агентства Элина Жиганова.
«Уровень развития ГЧП субъекта Российской Федерации за 2020 год определялся по итогам оценки трех факторов: оценка динамики реализации проектов, где оцениваются результаты реализации этих проектов за год (запуск новых проектов, ввод в эксплуатацию объектов соглашений); оценка накопленного опыта реализации проектов, где оцениваются результаты реализации проектов ГЧП до 2020 года (запуск проектов, ввод в эксплуатацию, успешное завершение); оценка ситуации нормативно-институциональной среды, здесь оценивался уровень работы органов государственной власти включая их открытость для инвесторов, а также готовность оказывать консультационную и финансовую поддержку проектам ГЧП», – отметила Элина Жиганова.
О проблемах реализации проектов муниципально-частного партнерства рассказал первый заместитель руководителя исполкома Пестречинского района Эдуард Штейн. В своем докладе он пояснил, что применять механизм МЧП необходимо, однако реализация проектов в муниципальных образованиях не должна замыкаться на количественных показателях. По его мнению, необходимо чтобы объекты коммунальной инфраструктуры реконструировались за счет инвесторов, а для этого необходимо грамотно подойти к пересмотру тарифов».
Своим опытом в проектах муниципально-частного партнерства, реализованных в г. Набережные Челны поделилась Наталия Кропотова, заместитель руководителя исполкома города. Она положительно оценила возможность создания не только социально-значимых объектов для муниципальных образований с привлечением частных средств, но и создание рабочих мест для населения при реализации таких проектов.
На заседании по вопросам ГЧП в республики также выступили заместители руководителей Агентства, Министерства здравоохранения, Министерства экономики, а также представители Аппарата Кабинета Министров Татарстана. Они выступали с предложениями и мероприятиями для качественного изменения уровня развития государственно-частного партнерства в республике.