Мониторинг законодательных новшеств

7 июля 2023 г., пятница

Мониторинг изменений законодательства за период с 01.06.2023 по 03.07.2023 года

 

1. Новое в законодательстве (изменения, вступившие в силу)

 

- Технико-экономической оценкой инвестпроектов по внедрению наилучших доступных технологий на объектах негативного воздействия на окружающую среду займется новый экспертный совет

Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 7 апреля 2023 г. № 1240 "Об экспертном совете по проведению технико-экономической оценки инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий на объектах, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, российских организаций, реализующих указанные инвестиционные проекты с привлечением средств, полученных от размещения облигаций, или с привлечением кредитов"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 Июня 2023 г. Регистрационный № 73741.

 

Российским организациям выделяются субсидии на возмещение части затрат:

- на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестпроектов по внедрению наилучших доступных технологий;

- на уплату процентов по кредитам на реализацию таких проектов.

В целях отбора получателей субсидий проводится технико-экономическая оценка инвестпроектов по внедрению наилучших доступных технологий на объектах, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду.

Минпромторг образовал новый экспертный совет, который займется оценкой. Определен порядок его работы.

Прежний приказ об экспертном совете по технико-экономической оценке, инвестпроектов утрачивает силу.

 

 

- Утверждены правила ведения реестра участников промышленных кластеров в рамках СПИК

Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 28 апреля 2023 г. № 1564 "Об утверждении порядка формирования и ведения реестра организаций, являющихся участниками промышленных кластеров, подтвердивших соответствие требованиям к промышленным кластерам, установленным Правительством Российской Федерации, являющихся одновременно сторонами специальных инвестиционных контрактов, стороной которых является Российская Федерация, заключенных в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации", в том числе оснований для включения организации в указанный реестр и исключения из него" (документ не вступил в силу)

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 Июня 2023 г. Регистрационный № 73786.

Изменениями в НК был введен единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6% для участников промышленных кластеров, являющихся сторонами специальных инвестконтрактов (СПИК), заключенных с РФ в целях реализации инвестпроектов по производству промышленной продукции.

В связи с этим Минпромторг определил порядок формирования и ведения реестра организаций, являющихся участниками промышленных кластеров в рамках СПИК.

 

- О финансировании ВЭБ.РФ инновационных проектов, обеспечивающих ускоренную разработку и внедрение перспективных технологий

Постановление Правительства РФ от 15 июня 2023 г. № 986 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации” (документ не вступил в силу)

Дополнен перечень приоритетных отраслей (секторов) экономики, в которых реализуются проекты ВЭБ.РФ. Включены производство и эксплуатация воздушных, наземных и водных беспилотных транспортных средств.

Определены особенности господдержки инновационной деятельности посредством участия ВЭБ.РФ в финансовом обеспечении инновационных проектов, обеспечивающих ускоренную разработку и внедрение перспективных технологий, в рамках программы "Инвестиции в технологических лидеров". Будет установлен лимит средств на финансирование программы.

 

- Государство будет стимулировать деятельность технопарков в сфере высоких технологий

Федеральный закон от 13 июня 2023 г. № 245-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"

Закреплено понятие технопарков в сфере высоких технологий, они отграничены от индустриальных парков и промышленных технопарков. Региональные органы власти в сфере промышленной политики могут устанавливать дополнительные требования к технопаркам. Кроме того, обеспечена возможность применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности.

 

- Освобождение от импортных пошлин на оборудование для важных инвестпроектов: установлены правила получения подтверждения от Минтранса

Приказ Министерства транспорта РФ от 21 апреля 2023 г. № 144 “Об утверждении порядка и формы подтверждения целевого назначения в отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов, ввозимых для исключительного использования на территории Российской Федерации в рамках реализации инвестиционных проектов, соответствующих приоритетному виду деятельности (сектору экономики) Российской Федерации, относящемуся к сфере ведения Минтранса России” (документ не вступил в силу)

Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 Июня 2023 г. Регистрационный № 73876.

Технологическое оборудование, комплектующие и запчасти к нему, а также сырье и материалы для реализации инвестпроектов в приоритетных секторах экономики можно ввозить в Россию без уплаты таможенной пошлины. Тарифная льгота предоставляется при наличии подтверждения, которое должно содержать сведения о реализуемом инвестиционном проекте, об импортере товаров, о территории их использования и др.

Минтранс установил форму такого подтверждения и порядок его получения.

 

- Вопросы согласования места производства промышленной продукции в Татарстане

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 июня 2023 г. № 751 "Об утверждении Порядка согласования места производства промышленной продукции в целях заключения специального инвестиционного контракта"

Определена процедура согласования места производства промышленной продукции в целях заключения специального инвестиционного контракта.

Рассмотрение вопроса о согласовании осуществляется на основании заявления инвестора, направленного в Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан.

К заявлению прилагаются информация о современной технологии, разработку или внедрение которой предполагается осуществлять в ходе реализации инвестиционного проекта; справка обо всех мерах стимулирования деятельности, реализуемых в отношении инвестора; бизнес-план; адрес и описание места производства промышленной продукции; характеристика природных условий территории, на которой предполагается размещение производства промышленной продукции; экологические характеристики планируемого производства промышленной продукции.

Основаниями для отказа являются выявление в представленных документах недостоверных сведений; представление инвестором документов с нарушением установленных требований.

Установлены порядок и сроки рассмотрения заявлений и подготовки сводной информации об инвестиционном проекте. По их итогам вопрос о целесообразности реализации инвестиционного проекта для республики выносится на рассмотрение Инвестиционного совета, который принимает решение о целесообразности или нецелесообразности реализации инвестиционного проекта.

 

- В Республике Татарстан принят порядок взаимодействия органов государственной власти при заключении офсетных контрактов

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 июня 2023 г. № 737 "Об утверждении Порядка взаимодействия республиканских органов исполнительной власти по вопросам заключения контракта со встречными инвестиционными обязательствами"

Порядком предусмотрено, что рассмотрение вопроса заключения контракта со встречными инвестиционными обязательствами осуществляется на основании заявления республиканского органа исполнительной власти, планирующего закупку в Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан. К заявлению прикладываются: справка, отражающая сведения, о закупаемом товаре либо услуги; обоснование эффективности создания, модернизации, освоения производства товара и (или) создания, реконструкции имущества; проект государственного контракта; проект распоряжения КМ РТ о проведении электронного конкурса на заключение государственного контракта.

Агентство проводит анализ технических и финансово-экономических параметров инвестиционного проекта; осуществляет поиск потенциальных инвесторов; готовит предварительное сводное заключение о целесообразности (нецелесообразности) реализации инвестиционного проекта для Республики Татарстан.

 

 

2. Законодательные инициативы

 

- В России появится цифровой рубль

Досье на проект федерального закона № 270852-8 “О внесении изменений в статьи 128 и 140 части первой, часть вторую и статьи 1128 и 1174 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации” (о цифровом рубле) (внесен 29.12.2022 депутатами ГД А.Г. Аксаковым, К.М. Бахаревым, А.Н. Свистуновым, И.Н. Бабичем, О.Д. Димовым, В.С. Макаровым, С.В. Алтуховым, сенаторами РФ Н.А. Журавлевым, Г.Н. Кареловой, А.Д. Артамоновым, М.М. Ульбашевым, А.А. Клишасом)

20 июня 2023 г. Госдума приняла во втором чтении законопроект о цифровом рубле. Он будет отнесен к безналичным денежным средствам.

Платежи на территории России можно будет совершать в том числе путем расчетов цифровыми рублями.

Банк России будет переводить цифровые рубли в рамках специальной платформы.

Формы расчетов цифровыми рублями будут установлены законодательством о национальной платежной системе.

Вводятся положения о договоре счета цифрового рубля.

Правительство по согласованию с Банком России установит порядок совершения завещательных распоряжений цифровыми рублями.

 

- Планируется усовершенствовать механизм заключения концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве

Досье на проект федерального закона № 83061-8 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (в части совершенствования механизмов государственно-частного партнерства для реализации долгосрочных инфраструктурных проектов и повышения их инвестиционной привлекательности для частных инвесторов) (внесен 05.03.2022 Правительством РФ)

22 июня 2023 г. Госдума в третьем чтении приняла проект поправок к некоторым актам, которые нацелены на совершенствование механизмов государственно-частного партнерства для реализации долгосрочных инфраструктурных проектов и повышения их инвестиционной привлекательности для частных инвесторов.

Так, предоставляется возможность выступать пользователями недр на участках местного значения (содержащих общераспространенные полезные ископаемые) юрлицам, с которыми заключены концессионные соглашения, соглашения о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве в отношении автодорог или их участков, защитных, искусственных дорожных сооружений, объектов для ремонта автодорог, элементов обустройства, объектов дорожного сервиса. Право пользования участком можно будет получить без аукциона.

В Закон о концессионных соглашениях вводятся нормы о техобслуживании объекта соглашения, о финансовом участии концедента в исполнении соглашения. Предусматривается 3 формы такого участия. Первая - капитальный грант - финансирование на этапе создания и (или) реконструкции объекта части соответствующих расходов. Размер такого гранта не может превышать 80% затрат на создание и (или) реконструкцию объекта. Вторая - возмещение и (или) финансовое обеспечение на этапе эксплуатации объекта расходов концессионера, понесенных им на создание и (или) реконструкцию объекта, использование (эксплуатацию) объекта и иного передаваемого имущества, в т. ч. на техобслуживание объекта (плата концедента). Третья - возмещение недополученных концессионером доходов от использования (эксплуатации) объекта в целях обеспечения минимального гарантированного дохода концессионера. Прописываются условия о предельном финансовом участии.

Закрепляется возможность проводить с 1 марта 2024 г. открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в электронной форме. Определяются особенности. С 1 января 2026 г. планируется применять исключительно такой способ.

Относительно соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве устанавливается, что соглашением может предусматриваться передача публичным партнером во владение и в пользование частному партнеру объекта незавершенного строительства, права на который зарегистрированы в ЕГРН, для создания на его основе объекта соглашения. Определяется понятие реконструкции объекта соглашения. Уточняется содержание конкурсных процедур (по аналогии с концессионными соглашениями).

 

- Изменится порядок налогообложения участников договора инвестиционного товарищества

Досье на проект федерального закона № 227067-8 “О внесении изменений в статью 24.1 части первой и статью 278.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации” (в части уточнения порядка налогообложения участников договора инвестиционного товарищества) (внесен 02.11.2022 Правительством РФ)

27 июня 2023 г. Госдума во втором и третьем чтениях приняла поправки к НК РФ, уточняющие правила налогового учета доходов и расходов в рамках инвестиционного товарищества.

В частности, вводятся единые условия формирования налоговых баз по налогу на прибыль, определяемых как в общем порядке, так и в рамках товарищества. Прописывается алгоритм определения доли участия каждого участника договора инвестиционного товарищества в прибыли товарищества. Она будет рассчитываться как отношение суммы вклада участника к общей сумме вкладов всех участников договора.

Уточняется порядок определения и распределения прибыли (убытка) между участниками товарищества. Предусматривается, что прибыль (убыток) товарищества будут определяться раздельно по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, не обращающимися на организованном рынке, и по прочим операциям. Конкретизируется порядок налогообложения при выходе налогоплательщика из товарищества либо прекращении договора товарищества.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International