- Изменился порядок налогообложения участников договора инвестиционного товарищества
Федеральный закон от 10 июля 2023 г. № 318-ФЗ “О внесении изменений в статью 24.1 части первой и статью 278.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации”
В НК РФ внесены поправки, уточняющие правила налогового учета доходов и расходов в рамках инвестиционного товарищества.
В частности, введены единые условия формирования налоговых баз по налогу на прибыль, определяемых как в общем порядке, так и в рамках товарищества. Прописан алгоритм определения доли участия каждого участника договора инвестиционного товарищества в его прибыли. Она будет рассчитываться как отношение суммы вклада участника к общей сумме вкладов всех участников договора.
Уточнен порядок определения и распределения прибыли (убытка) между участниками товарищества. Предусматривается, что прибыль (убыток) будет определяться раздельно по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, не обращающимися на организованном рынке, и по прочим операциям. Конкретизирован порядок налогообложения при выходе налогоплательщика из товарищества либо прекращении договора.
Форму расчета финансового результата инвестиционного товарищества теперь будет утверждать ФНС (ранее - Минфин).
- Решено усовершенствовать механизм заключения концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве
Федеральный закон от 10 июля 2023 г. № 296-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Пользователями недр на участках местного значения (содержащих общераспространенные полезные ископаемые) смогут выступать юрлица, с которыми заключены концессионные соглашения, соглашения о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве в отношении автодорог или их участков, защитных, искусственных дорожных сооружений, объектов для ремонта автодорог, элементов обустройства, объектов дорожного сервиса. Право пользования участком можно будет получить без аукциона.
Вводятся нормы о техобслуживании объекта соглашения, о финансовом участии концедента в исполнении соглашения.
Будут возможны 3 формы такого участия:
Первая - капитальный грант - финансирование на этапе создания и (или) реконструкции объекта части соответствующих расходов. Размер такого гранта не может превышать 80% затрат на создание и (или) реконструкцию объекта.
Вторая - возмещение и (или) финансовое обеспечение на этапе эксплуатации объекта расходов концессионера, понесенных им на создание и (или) реконструкцию объекта, использование (эксплуатацию) объекта и иного передаваемого имущества, в т. ч. на техобслуживание объекта (плата концедента).
Третья - возмещение недополученных концессионером доходов от использования (эксплуатации) объекта в целях обеспечения минимального гарантированного дохода концессионера. Установлены условия о предельном финансовом участии.
С 1 марта 2024 г. открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения можно будет проводить в электронной форме. Определены особенности. С 1 января 2026 г. будет применяться только такой способ.
Относительно соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве установлено, что соглашением может предусматриваться передача публичным партнером во владение и в пользование частному партнеру объекта незавершенного строительства, права на который зарегистрированы в ЕГРН, для создания на его основе объекта соглашения. Определено понятие реконструкции объекта соглашения. Уточнено содержание конкурсных процедур (по аналогии с концессионными соглашениями).
- С 1 сентября вводится механизм антимонопольного регулирования деятельности маркетплейсов
Федеральный закон от 10 июля 2023 г. № 301-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "О защите конкуренции" (документ не вступил в силу) Поправки посвящены деятельности агрегаторов онлайн-торговли.
Так, решено закрепить понятие "сетевой эффект". Это свойство товарного рынка (товарных рынков), при котором потребительская ценность цифровой платформы, обеспечивающей совершение сделок между продавцами и покупателями, изменяется в зависимости от изменения количества таких продавцов и покупателей.
Определены критерии доминирующего положения таких хозяйствующих субъектов. Это возможность устранять с товарного рынка других субъектов или затруднять их доступ на этот товарный рынок; размер выручки за предыдущий год - более 2 млрд руб.; доля сделок, совершаемых между продавцами и покупателями
посредством цифровой платформы, превышает в стоимостном выражении 35% общего объема сделок, совершаемых на соответствующем товарном рынке.
Вводится новое условие госконтроля сделок экономической концентрации - цена сделки превышает 7 млрд руб.
Предусмотрена статья, по которой ФАС при рассмотрении ходатайств о даче согласия на совершение сделки вправе назначить экспертизу и привлекать экспертов для ее проведения.
Уточнен порядок рассмотрения ходатайства о даче согласия на совершение сделки.
- Подписан закон о цифровом рубле
Федеральный закон от 24 июля 2023 г. № 339-ФЗ “О внесении изменений в статьи 128 и 140 части первой, часть вторую и статьи 1128 и 1174 части третьей
Гражданского кодекса Российской Федерации”
Федеральный закон от 24 июля 2023 г. № 340-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”
Государственной Думой РФ было предложено принять Закон о цифровом рубле (Законопроект № 270852-8 «О внесении изменений в статьи 128 и 140 части первой, часть вторую и статьи 1128 и 1174 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации») (далее – Закон).
Закон закрепляет, что к объектам гражданских прав будут относиться «безналичные денежные средства, в том числе цифровые рубли» (изменения в ст. 128 ГК РФ).
Цифровой рубль является исключительно новым платежным средством, которое не заменяет наличные и безналичные средства.
В Законе предусматривается, что «расчеты цифровыми рублями осуществляются путем перевода цифровых рублей Банком России в рамках платформы цифрового рубля в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе».
Открытие и ведение счетов цифрового рубля будет осуществлять Банк России.
Кроме того, Закон регулирует вопросы завещательных распоряжений цифровыми рублями, а также возможность срочной выдачи цифровых рублей, принадлежавших наследодателю.
К преимуществам нового платежного инструмента относится отсутствие комиссий при осуществлении платежей для граждан и минимальные тарифы для торгово-сервисных предприятий, а также обеспечение прозрачности целевых платежей.
- Расширен список инвестпроектов, при ввозе товаров для которых применяется тарифная льгота
Распоряжение Правительства РФ от 12 июля 2023 г. № 1865-р Об утверждении реестра товаров, ввозимых для целей реализации инвестиционного проекта "Развитие производства по изготовлению продукции из титановых сплавов" и о внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 28 ноября 2022 г. № 3638-р
Техоборудование, комплектующие и запасные части к нему, сырье и материалы, необходимые для реализации инвестпроектов, соответствующих приоритетным видам деятельности (секторам экономики) России, могут ввозиться с применением тарифной льготы.
К таким проектам дополнительно отнесено развитие производства по изготовлению продукции из титановых сплавов. Приведен реестр товаров.
- Субсидии управляющим компаниям ОЭЗ Татарстана на уплату налога на имущество организаций в 2023 году
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июля 2023
г. № 794 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.09.2021 № 924 "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Республики Татарстан субсидий управляющим компаниям особых экономических зон на возмещение части затрат, связанных с уплатой налога на имущество организаций"
Действие Порядка предоставления из бюджета Республики Татарстан субсидий управляющим компаниям особых экономических зон (ОЭЗ) на возмещение части затрат, связанных с уплатой налога на имущество организаций, ограничено 2023 годом.
Субсидия предоставляется в целях возмещения части затрат, направленных на уплату налога на имущество организаций по итогам истекшего налогового периода 2022 года в отношении имущества, указанного в качестве объектов инфраструктуры ОЭЗ в соглашении о создании ОЭЗ.
Уточнен перечень документов, необходимых для участия в отборе.
- Утверждены алгоритмы действий инвестора по получению земли в аренду на торгах и без них
Приказ Министерства экономического развития РФ и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13 июня 2023 г. № 385/П/0215 “Об утверждении примерных алгоритмов действий инвестора по получению земельных участков в аренду”
В целях реализации системы поддержки новых инвестпроектов Минэкономразвития и Росреестр утвердили алгоритмы действий инвестора по получению земельного участка в аренду без торгов и на торгах.
Регионам в рамках внедрения своих сводов инвестиционных правил рекомендовано утвердить аналогичные алгоритмы.
- Уточнено, на какие инвестпроекты регионы могут направить средства, высвобождаемые при реструктуризации долгов по бюджетным кредитам
Постановление Правительства РФ от 24 июля 2023 г. № 1198 “О внесении изменений в Правила определения новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, подлежат направлению на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям ...”
Правительство РФ уточнило правила определения новых инвестпроектов, на реализацию которых регионы могут направить средства, высвобождаемые при реструктуризации долгов по бюджетным кредитам.
В определение нового инвестпроекта дополнительно включены новые объекты в сфере жилищного строительства. Предусмотрена возможность направления высвобождаемых средств на создание (развитие) объектов инженерной инфраструктуры для новых инвестпроектов в сфере туристской деятельности.
- В России изменился порядок приватизации объектов культурного наследия
Федеральный закон от 24 июля 2023 г. № 370-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Скорректирован порядок приватизации объектов культурного наследия (ОКН) и участия в ней субъектов МСП.
В частности, решено отказаться от конкурсных процедур для ОКН, находящихся в удовлетворительном состоянии. Они будут продаваться на аукционе вместе с занимаемыми ими земельными участками. Такой порядок выкупа земли не касается Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Арендаторы - субъекты МСП могут выкупить ОКН по преимущественному праву (без аукциона) по истечении 2-х лет аренды.
ОКН в неудовлетворительном состоянии будут продавать по итогам конкурса и без отчуждения земельных участков под ними. Условия конкурса должны предусматривать работы по сохранению объекта. Земельный участок под ОКН будет предоставляться собственнику исключительно в аренду на срок выполнения условий конкурса при установлении арендной платы в размере 1 руб. в год. Право приобретения такого участка возникнет у собственника ОКН после выполнения условий конкурса. Задаток для участия в конкурсе составит 20% от кадастровой стоимости объекта.
Также закреплен перечень условий, при которых арендатор, которому участок был предоставлен до 1 марта 2015 г., вправе однократно заключить новый договор аренды на 5 лет без проведения соответствующих торгов.
- Продлено действие льготы по налогу на имущество организаций для технопарков в Татарстане
Закон Республики Татарстан от 21 июля 2023 г. № 61-ЗРТ "О внесении изменения в статью 5 Закона Республики Татарстан "О налоге на имущество организаций"
Действие льготной налоговой ставки в размере 22,73% исчисленной суммы налога для технопарков (индустриальных парков), инновационно-технологических центров, созданных для реализации инновационных проектов, в отношении имущества, предназначенного для предоставления за плату во временное владение и пользование, продлено до 1 января 2027 года.
- Изменились примерные формы соглашений о деятельности в ОЭЗ
Приказ Министерства экономического развития РФ от 16 мая 2023 г. № 320 "О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 10 мая 2016 г. № 290 "Об утверждении примерных форм соглашений об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристскорекреационной деятельности и деятельности в портовой особой экономической зоне"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 Июля 2023 г. Регистрационный № 74356.
Скорректированы примерные формы соглашений об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристскорекреационной деятельности и деятельности в портовой ОЭЗ. Это обусловлено внесением изменений в Закон об ОЭЗ.
В частности, закреплено, что контроль за исполнением соглашения резидентом, с которым заключено концессионное соглашение, и контроль концедента за исполнением условий концессионного соглашения осуществляются одновременно.
Запрещено изменять соглашение со дня обращения органа исполнительной власти в суд с требованием о его расторжении до дня вступления в законную силу решения по делу.
- Офшорным компаниям запретили выступать в качестве
концессионеров в области тепло- и водоснабжения
Федеральный закон от 4 августа 2023 г. № 490-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях"
Подписан закон, касающийся обеспечения безопасности объектов тепло- и водоснабжения, которые относятся к числу критически важных объектов.
В частности, юрлицам, зарегистрированным в иностранных офшорах, а также подконтрольным им организациям запрещено выступать в качестве концессионеров по объектам тепло- и водоснабжения. Исключение составляют подконтрольные офшорным компаниям российские юрлица.
Указанные положения не распространяются на концессионные соглашения, заключенные до дня вступления в силу закона.
- В России пройдет эксперимент по исламскому банкингу
Федеральный закон от 4 августа 2023 г. № 417-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отдельных субъектах Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Подписан закон о пилотной реализации исламского банкинга. В эксперименте будут участвовать Дагестан, Чечня, Башкирия и Татарстан. Он начнется 1 сентября 2023 г. и продлится 2 года.
Исламский банкинг подразумевает ведение банковской деятельности в соответствии с нормами ислама. Запрещены выплата процентов (риба) и производные от нее процентные сделки, сделки с условиями неопределенности (гарар), а также финансирование определенных секторов экономики - игорного бизнеса, производства свинины, алкоголя и табака.
Банки получают прибыль с инвестиций. Распространенные операции исламского банкинга - рассрочка, лизинг и долевое финансирование.
В эксперименте могут участвовать кредитные и некредитные финансовые организации, потребительские кооперативы, общественно полезные фонды, автономные некоммерческие организации, хозяйственные общества и товарищества. Они включаются Банком России в реестр участников эксперимента.
Для научно-методического и аналитического сопровождения эксперимента при Правительстве будет образован экспертный совет.
- Скорректировано законодательство об особых экономических зонах
Федеральный закон от 4 августа 2023 г. № 448-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Подписаны поправки по вопросам функционирования ОЭЗ. Изменены механизмы создания и схемы управления особыми экономическими зонами (ОЭЗ), а также упрощен порядок получения статуса резидента ОЭЗ.
Предусмотрено заключение единственного соглашения о создании и управлении ОЭЗ.
Установлен порядок расширения и уменьшения ОЭЗ.
Закреплена возможность ликвидации ОЭЗ в случае признания ее деятельности неэффективной в течение 5 лет подряд.
Чтобы получить статус резидента ОЭЗ, вместо бизнес-плана потребуется паспорт инвестпроекта. Введена новая категория резидентов ОЭЗ - компании, которые являются партнерами резидентов ОЭЗ. В этом случае нужен договор о совместном производстве продукции с резидентом ОЭЗ.
Ограничено участие иностранных инвесторов в управляющей компании ОЭЗ.
Также уточнена схема финансирования создания ОЭЗ.
2.Законодательные инициативы
- Проведение экспертной оценки с использованием наилучших доступных технологий предлагают закрепить в Законе о промышленной политике
Досье на проект федерального закона № 391999-8 “О внесении изменений в
Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" (внесен 30.06.2023 Правительством РФ)
30 июня 2023 г. в Госдуму на рассмотрение поступил проект поправок к Закону о промышленной политике, которыми вводится процедура проведения экспертной оценки инвестпроектов, предусматривающих создание или модернизацию промышленной инфраструктуры, с использованием наилучших доступных технологий (НДТ).
Минпромторг предлагается наделить полномочиями по утверждению правил проведения экспертной оценки в целях определения соответствия НДТ технологических процессов, оборудования, технических способов и методов, применяемых на объекте, негативно воздействующем на окружающую среду.
Также ведомство будет устанавливать требования к привлекаемым к оценке экспертам и утверждать порядок ведения их реестра.
Экспертная оценка будет проводиться на объектах, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения НДТ. Этим будет заниматься подведомственное Минпромторгу госучреждение.