Новое в законодательстве, регулирующей контрактную систему в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части офсетных контрактов)
- В 44-ФЗ о контрактной системе появились нормы о совместных закупках заказчиков одного региона для заключения офсетных контрактов. Формально поправки вступают в силу с 01 января 2026 года, но уже действуют (с 01 января 2025) – благодаря переходным положениям.
26 декабря 2024 года были внесены изменения в законодательство регулирующей контрактную систему в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части офсетных контрактов).
Введены специальные нормы о совместном конкурсе для заключения офсетных контрактов несколькими государственными/муниципальными заказчиками одного региона.
В целом, правила не отличаются от общих – совместный конкурс проводится на основании соглашения о проведении совместного конкурса, каждый заказчик по результатам конкурса заключает отдельный контракт и сам принимает товары/услуги.
Есть только одна основная особенность – в соглашении о проведении совместного конкурса и каждом отдельном офсетном контракте указывается один заказчик, который будет принимать результаты выполнения инвестором своих инвестиционных обязательств (по строительству, модернизации производства, строительству, реконструкции объекта, с использованием которого оказываются услуги).
Все иные правила (в частности, минимальный объем инвестиций (100 млн руб.) для офсетных контрактов сохраняются прежними.
Основание: Федеральный закон от 26.12.2024 № 484-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и статьи 5 и 8 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Вариант для дайджеста: совместный конкурс проводится на основании соглашения о проведении совместного конкурса, каждый заказчик по результатам конкурса заключает отдельный контракт и сам принимает товары/услуги (ФЗ от 26.12.2024 № 484-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и статьи 5 и 8 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Новое в законодательстве, регулирующей бюджетные отношения, которые распространяются на концессионные соглашения и соглашения о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве
- В БК РФ введены бюджетные ограничения для новых ГЧП проектов.
13 июля 2024 года были внесены изменения в действующее законодательство, регулирующей бюджетные отношения, которые распространяются на концессионные соглашения и соглашения о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве, заключенные после 1 января 2025 года.
Изменения связаны с ограничением возможности финансового участия дотационных регионов и муниципалитетов в соглашениях.
Суммарный объем расходов бюджета дотационного субъекта РФ (муниципалитета), направляемый на исполнение:
обязательств, возникающих при исполнении концессионных соглашений (в размере платы концедента, капитального гранта),
обязательств перед юридическими лицами, являющимися стороной соглашений о государственно-частном партнерстве,
обязательств по уплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) не должен превышать 10% от утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ.
Финансовые обязательства дотационного субъекта РФ и муниципалитета могут быть включены в соглашение в случае, если объем долга такого субъекта РФ (муниципалитета) не превышает 50% утвержденного годового объема доходов.
Основание: Федеральный закон от 13 июля 2024 г. № 177-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Вариант для дайджеста:
Суммарный объем расходов бюджета дотационного субъекта РФ (муниципалитета), направляемый на исполнение обязательств не должен превышать 10% от утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ. (ФЗ от 13 июля 2024 г. № 177-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
- Произошли изменения в правовом регулировании проведения экспертизы проектов ГЧП/МЧП
23.01.2025 Министерство экономического развития Российской Федерации разработало проект изменений в Правила проведения уполномоченным органом оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 1514. Предполагаемый срок вступления изменений в силу – с 01.06.2025.
Уполномоченный орган будет привлекать ВЭБ.РФ в качестве экспертной организации при даче заключения об эффективности проекта ГЧП и его сравнительном преимуществе. ВЭБ.РФ будет давать экспертные заключения только в отношении проектов, в которых:
публичным партнером является субъект Российской Федерации или муниципальное образование, и общий объем финансирования строительства и (или) реконструкции объекта соглашения превышает 3 миллиарда рублей.
ВЭБ.РФ будет оценивать соблюдение уполномоченным органом требований, установленных Федеральным законом и актами Правительства Российской Федерации, а также методики оценки эффективности проекта ГЧП (МЧП).
При утверждении заключения уполномоченный орган будет вправе учесть результаты экспертизы ВЭБ.РФ.
Основание: Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила проведения уполномоченным органом оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества" (по состоянию на 23.01.2025, подготовлен Минэкономразвития России).
Вариант для дайджеста: Если объем финансирования строительства и (или) реконструкции объекта соглашения о ГЧП/МЧП, публичным партнером в котором является регион или муниципалитет, превышает 3 млрд руб., проект положительного заключения уполномоченного органа должен будет пройти экспертизу в ВЭБ.РФ (Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила проведения уполномоченным органом оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества" (по состоянию на 23.01.2025, подготовлен Минэкономразвития России).
- Произошли изменения в части объектов соглашений ГЧП/МЧП.
8 августа 2024 года были внесены изменения в части объектов соглашений ГЧП/МЧП (в окончательном, 3-ем чтении).
Закреплена возможность заключения соглашений о ГЧП в отношении реконструкции существующих промышленных объектов, находящихся в частной собственности и строительства промышленных объектов на земельных участках, находящихся в частной собственности.
Объект таких соглашений – имущественные комплексы, предназначенные для производства промышленной продукции и (или) осуществления иной деятельности в сфере промышленности. Данный объект уже есть в перечне объектов 224-ФЗ.
Возможны 2 варианта реализации таких проектов: реконструкция объекта соглашения, находящегося в частной собственности. В этом случае объект должен быть свободен от прав третьих лиц или строительство объекта «с нуля» на земельном участке, принадлежащем на момент заключения соглашения о ГЧП частному партнеру на праве собственности. Здесь уже земельный участок должен быть свободен от прав третьих лиц.
Соглашения будут заключаться только на федеральном уровне. Инициировать реализацию проекта может частный инвестор, которому на праве собственности принадлежит промышленный объект и (или) земельный участок, на котором планируется строительство объекта.
В законе устанавливаются особый порядок заключения таких соглашений и требования к их содержанию.
Например, устанавливаются обязательные критерии такого проекта. Среди них – соответствие проекта требованиям к проектам технологического суверенитета или проектам структурной адаптации экономики РФ финансирование - более 10 млрд рублей собственные (не кредитные средства) инвестора – не менее 15% (ранее такой порог выражался в натуральных числах – не менее 1,5 млрд рублей) инвестор должен вложить в проект больше собственных и заемных средств, чем публичная сторона.
Основание: Федеральный закон от 8 августа 2024 г. № 302-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Вариант для дайджеста: в рамках проектов ГЧП можно будет реконструировать частные промышленные объекты и создавать промышленные объекты на частных земельных участках. Цель - выпуск продукции, обеспечивающей технологическую независимость России от иностранных компаний. Одно из условий - объем софинансирования проекта частным партнером должен составлять не менее 15% (в случае реконструкции соответствующая сумма не должна быть меньше 10 млрд руб.). Соглашения о ГЧП будут заключаться в рамках механизма "частной инициативы". Это позволит частному инвестору представить свое предложение и заключить соглашение в случае отсутствия предложений от иных заинтересованных лиц. (ФЗ от 8 августа 2024 г. № 302-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
- Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» дополнен новой главой 4.2.
30 ноября 2024 были внесены изменения в Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Изменения вступили в силу 31 декабря 2024 года.
ФЗ № 115-ФЗ дополнен новой главой 4.2. устанавливающей особенности заключения и исполнения концессионных соглашений в отношении объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии.
Предусмотрено, что объектами концессионного соглашения не могут быть мемориальные квартиры, мавзолеи, произведения монументального искусства, а также имущество религиозного назначения.
Также законом запрещается изменение целевого назначения объекта образования, культуры, спорта, объекта, используемого для организации отдыха граждан и туризма, иного объекта социально-культурного назначения, входящего в состав объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии, являющегося объектом концессионного соглашения.
При выполнении всех предусмотренных законом условий концессионер получит преимущественное право на выкуп объекта концессионного соглашения.
Основание: Федеральный закон от 30 ноября 2024 г. N 444-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" .
Вариант для дайджеста: закреплена возможность заключения концессионных соглашений в отношении объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии. Определены критерии и порядок принятия решений об отнесении объектов культурного наследия к вышеуказанным. Запрещено заключать соглашения о государственно-частном или муниципально-частном партнерстве в отношении объектов, включенных в реестр объектов культурного наследия (ФЗ от 30 ноября 2024 № 444-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").