В сфере государственно-частного партнерства (ГЧП) России произошло эпохальное событие: «нижняя» палата российского парламента приняла законопроект о ГЧП – впервые в истории Российской Федерации.
По информации Министерства экономического развития РФ, в России из-за отсутствия соответствующего закона «зависли» порядка 130 проектов с прогнозируемым объемом финансирования более 1,3 трлн. руб.
Как отмечает руководитель Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан Талия Минуллина, «после подписания закона Президентом России АИР подготовит необходимые изменения в республиканский закон «О государственно-частном партнерстве в Республике Татарстан», также приступит к активному внедрению новых механизмов государственно-частного партнерства, что придаст новый импульс развитию инвестиционной сферы».
Напомним, именно за АИР закреплена функция «управление развитием инвестиционной деятельности в сфере государственно-частного партнерства и частных инвестиций».
По решению врио Президента Татарстана Рустама Минниханова руководитель Агентства Талия Минуллина также является ответственным лицом от Республики Татарстан для организации взаимодействия с комитетом группы специалистов в европейской экономической комиссии ООН по вопросам разработки и продвижения международных стандартов ГЧП.
Долгий путь к закону
Ожидается, что принятый 1 июля Государственной Думой в третьем чтении законопроект «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 8 июля 2015 года будет рассмотрен «верхней» палатой парламента – Советом Федерации, а затем поступит на утверждение (подписание) Президента России.
Проект федерального закона о ГЧП был одобрен в первом чтении более 2 лет назад – в апреле 2013 года.
Планируется, что закон вступит в силу с 1 января 2016 года.
О чем законопроект?
Законопроектом, принятым Госдумой, устанавливается закрытый перечень объектов соглашения о ГЧП (МЧП). В их числе: частные автомобильные дороги или их участки, мосты, объекты дорожного сервиса, порты, аэропорты, электростанции, гидротехнические сооружения, искусственные острова, объекты благоустройства территорий, здравоохранения, образования, культуры, спорта, туризма, социального обслуживания населения, объекты, на которых осуществляются обработка и утилизация твердых коммунальных отходов. Не допускается заключение соглашения ГЧП в отношении источников тепловой энергии, тепловых сетей, объектов водоснабжения и водоотведения.
Частным партнером согласно законопроекту может быть только российское юридическое лицо и обязательно без преобладающего госучастия (т.е. не могут быть государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения, а также хозяйственные общества, находящиеся под контролем государства).
До настоящего времени в России использовалась лишь одна форма ГЧП – концессионные соглашения. Однако форм ГЧП в мире насчитывается более 20. Принципиальное отличие большинства форм ГЧП от концессии - возможность возникновения права частной собственности на объект соглашения. Получив актив в собственность, его можно будет использовать, например, как залог в банках. Это положение законопроекта стало причиной споров в Госдуме РФ, так как, по мнению депутатов, влечет риски скрытой приватизации. В одобренном варианте законопроекта эти риски в достаточной мере купированы тем обстоятельством, что обязательства по соглашению о ГЧП следуют за объектом и регистрируются в качестве обременения. При этом, если совокупный объем государственных инвестиций в проекте превышает объем частных инвестиций, то при прекращении соглашения обязательной является передача объекта соглашения в публичную собственность.
Пресс-служба АИР РТ