Совещание по вопросам развития в Татарстане государственно-частного партнерства прошло в Кабинете Министров республики под председательством Премьер-министра Татарстана Алексея Песошина.
На сегодняшний день в федеральной системе по Татарстану значатся 175 концессионных соглашений (форма государственно-частного партнерства), преобладающее большинство относится к сфере жилищно-коммунального хозяйства – 155 соглашений, остальные – в сфере здравоохранения (12), энергосервисные контракты (5), в сфере культуры и отдыха (3) и одно соглашение заключено в рамках муниципально-частного партнерства в Набережных Челнах – это первое в России подобное соглашение по Федеральному закону № 224-ФЗ, было заключено в 2018 году на создание спортивно-оздоровительного комплекса.
С основным докладом выступила руководитель Агентства инвестиционного развития Татарстана Талия Минуллина. Она обозначила значимость и перспективы развития государственно-частного партнерства, а также ряд мер, принятие которых позволит существенно стимулировать развитие ГЧП в республике.
Талия Минуллина представила успешный зарубежный и российский опыт. В числе лидирующих в этой области стран – Китай, Бразилия, Индия и Вьетнам, где реализуются крупные отраслевые проекты, как правило связанные с транспортно-логистической инфраструктурой, а именно строительство платных дорог, мостов и тоннелей, переработка и утилизация мусора, выработка альтернативных источников энергии, а также проекты в сфере здравоохранения, образования и жилищно-коммунального хозяйства.
ГЧП для Татарстана является зоной роста, методология оценивания федерального рейтинга каждый год меняется, в числе показателей – рост доли проектов ГЧП относительно предыдущего года, количество ГЧП-проектов, отраслевая дифференциация (не менее 7 проектов по каждой отрасли), публичные инициативы, меры бюджетной поддержки ГЧП согласно госпрограмме.
«На сегодняшний день правовая база ГЧП в России достаточно обширная, здесь нужны хорошие сильные юристы, которые могут структурировать такие сделки, количество нормативно-правовых актов огромное. 2 главных федеральных закона, регламентирующих реализацию проектов с применением механизмов ГЧП – это ФЗ№115 и №224. Принципиальное их отличие связано с передачей в частную собственность.
В Татарстане тоже есть закон по ГЧП, он был принят в 2011 году.
Мир меняется. Экономическая ситуация сегодня очень непростая, любая возможность гарантировать бизнесу доход – это для нас стабильность работы предпринимателей. Мы понимаем, если у него есть госзаказ, значит он точно будет осуществлять свою деятельность. При этом, понятно, что в любом проекте есть и открытый рынок.
В числе необходимых мер развития ГЧП в Татарстане хотелось бы предложить включение проектов ГЧП и концессионных соглашений в государственные региональные отраслевые программы и, конечно, внедрить порядок межведомственного взаимодействия и другие нормативно-правовые акты, которые помогли бы нам эту работу структурировать», – в своем выступлении отметила Талия Минуллина.
С отраслевыми докладами в рамках развития ГЧП также выступили министр спорта Республики Татарстан Владимир Леонов, заместитель министра здравоохранения Татарстана Айрат Гарипов. Предложения по вовлечению в хозяйственный оборот государственного имущества представил министр земельных и имущественных отношений республики Фаниль Аглиуллин.
Глава Правительства РТ отметил, что государственно-частное партнерство является перспективным направлением привлечения инвестиций, в том числе для снижения государственных капитальных расходов и направления высвобождаемых средств на решение социальных вопросов.
Алексей Песошин обратил внимание, что каждый проект ГЧП должен иметь рабочий бизнес-план, который должен быть интересен не только инвестору, но и государству. Условия взаимоотношений должны быть понятными и прозрачными.