1. Новое в законодательстве (изменения, вступившие в силу)
- Управляющие компании ТОР смогут проводить конкурсы с 15 ноября 2022 г.
Федеральный закон от 4 ноября 2022 г. № 437-ФЗ “О внесении изменения в статью 32 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
В Закон о ТОСЭР были внесены поправки, устанавливающие возможность проведения управляющей компанией территории опережающего развития (ТОР) конкурса на право заключения соглашения об осуществлении строительства жилья и инфраструктуры на ТОР. В случае победы в нем лицо получает статус резидента ТОР и предусмотренные для него льготы.
Срок введения в действие этих положений передвинут на более ранний период - с 15 ноября 2022 г. Изначально предполагалось, они будут применяться с 11 января 2023 г.
Закон вступает в силу со дня опубликования.
- Усовершенствован механизм защиты инвестиций в ОЭЗ
Федеральный закон от 4 ноября 2022 г. № 428-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»
Подписан закон о гармонизации законодательства об ОЭЗ и концессионных соглашениях, а также об ограничении злоупотребления мерами господдержки в ОЭЗ и о защите интересов публичной стороны от злоупотребления правом со стороны резидентов.
Документ предусматривает:
- упрощение правил получения концессионером статуса резидента;
- сокращение количества проверочных процедур концессионера в ОЭЗ;
- установление 90-дневного срока внесения изменений в соглашение об осуществлении деятельности при внесении изменений в концессионное соглашение о реализации проекта в ОЭЗ;
- установление в ОЭЗ порядка расчёта арендной платы за земельные участки, которые предоставляются концессионеру.
Резиденту ОЭЗ в СКФО предоставлена возможность однократного внесения изменений в существенные условия соглашения, включая изменение качественных и количественных характеристик объектов и продление сроков проекта до 2 лет. При этом резидент, являющийся концессионером по концессионному соглашению, может вносить изменение в соглашение об осуществлении деятельности при изменении условий концессионного соглашения.
Установлен мораторий на изменение соглашения во время суда с резидентом. Сократились сроки, при которых не наступает ответственность за нарушение существенных условий соглашения. По решению Правительства возможно временное прекращение рассмотрения экспертным советом новых заявок на получение статуса резидента ОЭЗ.
Закон вступает в силу со дня официального опубликования.
- Предприятия, поддерживающие образовательные организации, могут получить инвествычет по налогу на прибыль
Федеральный закон от 4 ноября 2022 г. № 430-ФЗ “О внесении изменений в статью 286.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации”
Плательщики налога на прибыль на основании регионального закона вправе применять инвестиционный налоговый вычет в размере не более 100% суммы расходов в виде стоимости имущества (включая деньги), безвозмездно переданного образовательным организациям, реализующим основные программы, имеющие госаккредитацию.
Вычет применяется по месту нахождения налогоплательщика или его обособленных подразделений. При этом налогоплательщик (его обособленные подразделения) и образовательная организация, которой безвозмездно передано имущество, должны находиться на территории региона, предоставившего право на применение этого вычета.
Регионы самостоятельно определяют предельные суммы расходов в виде стоимости имущества и виды имущества, безвозмездно переданного образовательным организациям, а также перечень реализуемых ими основных образовательных программ.
Закон вступает в силу через месяц после официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль.
- Регионы смогут и далее получать дотации на инвестиционный налоговый вычет
Постановление Правительства РФ от 29 октября 2022 г. № 1928 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля 2021 г. N 1161"
Регионы, на территории которых бизнес может пользоваться инвестиционным вычетом по налогу на прибыль, продолжат получать частичную компенсацию выпадающих доходов. Уточнен порядок расчета размера дотации.
Дотации предоставляются регионам, подтвердившим внедрение системы поддержки новых инвестпроектов.
- "Фабрика проектного финансирования": снижена нагрузка на инвесторов, увеличен общий объем кредитования
Постановление Правительства РФ от 9 ноября 2022 г. N 2018 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2018 г. N 158” (документ не вступил в силу)
"Фабрика проектного финансирования" была запущена в 2018 г. и предусматривает выдачу больших льготных кредитов на реализацию инвестпроектов стоимостью от 3 млрд руб. в приоритетных отраслях экономики. Кредиторами выступают одновременно несколько банков и госкорпорация "ВЭБ.РФ". Они предоставляют заемщику синдицированный, то есть совместный, кредит. Оператором программы, проводящим отбор и экспертизу проектов, является "ВЭБ.РФ".
Внесенные изменения смягчают требования к заемщикам. В частности, с 20 до 15% снижена доля собственных средств инвесторов по проектам, одобренным в 2022-2023 гг. При этом доля участия "ВЭБ.РФ" в финансировании таких проектов составляет до 25%.
Также с 294 млрд до 500 млрд руб. увеличен общий объем средств, который ВЭБ может выделять заемщикам по профильным заявкам.
Кроме того, разрешено запускать новый инвестиционный цикл на базе уже действующих компаний - без образования дополнительных юрлиц.
- Как заключаются контракты со встречными инвестиционными обязательствами?
Письмо Минфина России от 22 ноября 2022 г. N 24-01-07/114061 “О заключении контрактов со встречными инвестиционными обязательствами”
Законодательство не содержит ограничений в отношении вида заказчика при закупках, предусматривающих заключение контракта со встречными инвестиционными обязательствами.
При закупке для нужд одного региона контракт со встречными инвестиционными обязательствами предполагает исполнение поставщиком (исполнителем) обязательств инвестиционного характера перед одним заказчиком. Проведение совместного конкурса при такой закупке для нужд одного региона не предусмотрено.
Регион может возложить полномочия по планированию закупок, определению поставщиков, заключению контрактов и их исполнению на один орган исполнительной власти или одно казенное учреждение, которые могут стать заказчиками по контракту со встречными инвестиционными обязательствами для обеспечения потребностей нескольких органов исполнительной власти, казенных, бюджетных учреждений и ГУПов.
Разрешено устанавливать условия о поставке товара до завершения инвестиционных обязательств, а также о поставке товара, созданного на ином производстве.
Условия контракта со встречными инвестиционными обязательствами могут быть изменены, если цена заключенного на срок не менее чем 3 года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством, и исполнение контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.
- Уточнены вопросы контроля за исполнением соглашения о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве
Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2022 г. № 2139 "Об утверждении Правил осуществления субъектом Российской Федерации, являющимся самостоятельной стороной соглашения о муниципально-частном партнерстве, объектом которого являются объекты транспортной инфраструктуры и технологически связанные с ними транспортные средства, обеспечивающие деятельность, связанную с перевозками пассажиров транспортом общего пользования, за исключением метрополитена, и публичным партнером по которому выступает муниципальное образование, контроля за исполнением такого соглашения, требований к составу результатов выполнения этапов соглашения о муниципально-частном партнерстве..." (документ не вступил в силу)
Урегулирован контроль за исполнением соглашения о муниципально-частном партнерстве, объектом которого является транспортная инфраструктура для пассажирских перевозок (кроме метрополитена). Речь идет о соглашении, в котором самостоятельной стороной является регион, проводящий данный контроль, а публичным партнером выступает муниципальное образование.
Контролируемые лица - публичный и частный партнеры. Регион следит за исполнением ими обязательств по соглашению. Контролируется документация, относящаяся к деятельности, предусмотренной соглашением, результаты выполнения этапов соглашения.
Также скорректированы общие правила контроля за исполнением соглашения о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве. Уточнено, что если частный партнер в установленные сроки не устранил выявленные нарушения, публичный партнер вправе применить к нему меры ответственности, предусмотренные соглашением. Ранее закреплялось право публичного партнера обратиться в суд с заявлением о досрочном расторжении соглашения.
- На ввоз товаров для реализации отдельных инвестпроектов распространяется тарифная льгота
Распоряжение Правительства РФ от 28 ноября 2022 г. N 3638-р Об утверждении перечня инвестиционных проектов, соответствующих приоритетным видам деятельности (секторам экономики) Российской Федерации, для целей реализации которых допускается ввоз технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов для исключительного использования на территории РФ с применением тарифной льготы, установленной пунктом 11 статьи 34 Закона РФ "О таможенном тарифе", и реестров товаров, ввозимых для целей реализации инвестиционных проектов
Техоборудование, комплектующие и запасные части к нему, сырье и материалы, необходимые для реализации инвестпроектов, соответствующих приоритетным видам деятельности (секторам экономики) России, могут ввозиться с применением тарифной льготой. Установлены перечни таких проектов и товаров.
В список вошли 4 проекта. Один из них предусматривает создание производства корпусов для самоходных гусеничных машин.
- Росприроднадзор будет консультировать организации и ИП по вопросам соответствия их деятельности в рамках инвестпроектов требованиям законодательства
Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2022 г. № 2200 "О проведении эксперимента по консультированию о соответствии деятельности, планируемой к осуществлению при реализации инвестиционных проектов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, требованиям законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования"
С 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. Росприроднадзор будет консультировать организации и ИП по вопросам соответствия их деятельности в рамках инвестпроектов (как осуществляемой, так и планируемой) требованиям законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Соответствующие заявки подаются через сайт Службы. По итогам формируется мотивированное мнение по вопросам соблюдения законодательства и правильности исчисления платы за НВОС и (или) экологического сбора.
- О поддержке проектов, которые реализуются в рамках инвестпроектов, выполняемых по соглашениям о защите и поощрении капиталовложений
Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2022 г. № 2232 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
Уточнен порядок госфинансирования проектов, реализуемых в рамках инвестпроектов, в отношении которых заключены соглашения о защите и поощрении капиталовложений. Изменения касаются видов возмещаемых расходов и их нормативов. Так, можно рассчитывать на полное возмещение затрат:
- на создание сопутствующей инфраструктуры, необходимой для реализации инвестпроекта;
- на уплату процентов по кредитам и займам, купонного дохода по облигационным займам, привлеченным для создания сопутствующей инфраструктуры;
- на демонтаж объектов, расположенных на территориях военных городков (в части жилищного строительства).
ВЭБ. РФ" переданы функции по анализу документов, предоставляемых организацией, реализующей проект, в целях возмещения затрат.
Уточнены условия субсидирования. Установлены общие требования к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий из бюджетов регионов организациям, реализующим проекты, в рамках инвестпроектов, в отношении которых заключены СЗПК.
- Управляющие компании ОЭЗ Татарстана освобождены от налогообложения по налогу на имущество организаций
Закон Республики Татарстан от 1 декабря 2022 г. N 86-ЗРТ "О внесении изменений в статьи 3 и 5 Закона Республики Татарстан "О налоге на имущество организаций"
Управляющие компании индустриальных (промышленных) парков, созданные на территориях ОЭЗ промышленно-производственного типа, зарегистрированные в Республике Татарстан, освобождены от налогообложения по налогу на имущество организаций в отношении имущества, созданного в целях функционирования индустриального парка и введенного в эксплуатацию с 1 января 2023 года, при условии ведения раздельного учета указанного имущества. С 1 января 2026 года до 1 января 2029 года размер налога составит 50% исчисленной суммы налога.
На 2023-2025 годы 50% размер налога установлен управляющим компаниям ОЭЗ промышленно-производственного типа в отношении имущества, созданного в целях реализации соглашений о создании ОЭЗ, учитываемого на балансе управляющей компании в качестве объектов основных средств, по истечении десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества.
Закон вступает в силу с 1 января 2023 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2026 года.
2. Законодательные инициативы
- Планируется простимулировать реализацию инвестпроектов в области освоения лесов
Досье на проект федерального закона № 48567-8 “О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования арендных отношений” (внесен 28.12.2021 сенаторами РФ Ю.Л. Воробьевым, А.П. Майоровым, Т.А. Гигель и депутатами ГД Д.Н. Кобылкиным, Е.В. Марковым)
9 ноября 2022 г. Госдума в первом чтении приняла законопроект, согласно которому:
- по решению Рослесхоза лесные участки, расположенные на землях лесного фонда, будут предоставляться для реализации приоритетных инвестпроектов в области освоения лесов;
- для получения лесных участков в целях заготовки древесины необходимо иметь перерабатывающие мощности.
Определяются основания и порядок одностороннего отказа арендодателя от исполнения договора аренды лесного участка.
- Офшорным компаниям хотят запретить выступать в качестве концессионеров по объектам ЖКХ
Досье на проект федерального закона № 216246-8 “О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «О концессионных соглашениях» (в части установления запрета для юридических лиц, зарегистрированных в иностранных государствах или на территориях, выступать в качестве концессионеров по объектам теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем) (внесен 19.10.2022 депутатами ГД И.А. Яровой, М.А. Топилиным, П.Н. Завальным, Е.С. Москвичевым, В.К. Гартунгом, С.И. Морозовым, П.Р. Качкаевым, В.С. Селезневым, А.С. Аксененко, Р.Б. Чемерис, Д.В. Майдановым, С.Г. Левченко, М.В. Романовым, Р.М. Лябиховым, С.В. Алтуховым, Б.М. Гладких и др.)
6 декабря 2022 г. Госдума в первом чтении приняла законопроект, направленный на обеспечение безопасности объектов тепло- и водоснабжения, которые относятся к числу критически важных объектов.
Так, предлагается ввести запрет для юрлиц, зарегистрированных в иностранных государствах или на их территориях, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), либо которые находятся под прямым или косвенным контролем таких лиц, выступать в качестве концессионеров по объектам теплоснабжения, централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.